ОСО-2007: Информатика и ИКТ. Моделирование физических процессов в MS Excel.
Руководитель секции:
Богуславский Александр Абрамовичe-mail: ktti@kolomna.ru
Координаторы секции
Щеглова Ирина Юрьевна, Федотова Светлана Владимировна
e-mail секции: rc-mdl@mail.ru
Итоги ОСО-2007
N п/п |
id*** |
Фамилия,
имя, отчество |
Самостоятельная
практическая работа |
Олимпиада ОСО | Итоги ОСО | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | тест | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
1. | id107 | Евсеев Андрей Андреевич | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 | 70 | |||||||||||
2. | id338 | Фертякова Ольга Яковлевна | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 | 70 | |||||||||||
3. | id380-2 | Яремко Валентина Андреевна | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 | 69 | |||||||||||
4. | id169-1 | Коробейникова Наталья Юрьевна | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 20 | 67 | |||||||||||
5 | id320 | Томилова Елена Анатольевна | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 20 | 66 | |||||||||||
6 | id039 | Бородин Петр Владимирович | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 | 64 | ||||||||||||
7. | id157 | Козусь Виктор Александрович | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 | 20 | 54 | |||||||||||||
8. | id357 | Чулошникова Ирина Леонидовна | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 | 50 | |||||||||||||||
9. | id124 | Захарова Олеся Николаевна | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 20 | 49 | ||||||||||||||
10. | id008 | Аймбетов Берик Серикович | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 20 | 47 | |||||||||||||||
11. | id371 | Щербакова Ольга Борисовна | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 29 | ||||||||||||||||
12. | id311 | Стрюкова Ирина Анатольевна | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 26 | ||||||||||||||||
13. | id098 | Дмитриева Лариса Адольфовна | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 24 | |||||||||||||||||
14. | id133 | Ильина Ольга Анатольевна | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 21 | |||||||||||||||||
15. | id192 | Лиджиев Анатолий Сергеевич | 3 | 3 | 5 | 4 | 5 | 20 | |||||||||||||||||
16. | id385 | Вострикова Елена Александровна | 5 | 5 | 5 | 15 | |||||||||||||||||||
17. | id284 | Серегин Владимир Александрович | 4 | 5 | 3 | 12 | |||||||||||||||||||
18. | id136 | Кагиров Ринат Рафисович | 4 | 3 | 4 | 11 | |||||||||||||||||||
19. | id308 | Сопова Светлана Сергеевна | 5 | 5 | 10 | ||||||||||||||||||||
20. | id061 | Вологжанина Татьяна Евгеньевна | 3 | 4 | 7 | ||||||||||||||||||||
21. | id064 | Воробьева Валентина Васильевна | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||
22. | id228-2 | Образцов Иван Васильевич | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||
23. | id300 | Смолин Валерий Анатольевич | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||
24. | id104 | Дрожжина Елена Владимировна | |||||||||||||||||||||||
25. | id105 | Дружерукова Людмила Викторовна |
|
- работа получена, в проверке | |
|
- незачет |
Аннотация к курсу
Цель курса: на примере конкретных физических задач показать возможности MS Excel для графического моделирования физических процессов, а также обработки результатов физических измерений. Каждая работа включает в себя теоретический материал по рассматриваемому физическому процессу, а также практическое руководство для соответствующей организации работы с электронными таблицами.
Материалы курса могут быть использованы преподавателями на уроках в школах физико-математического профиля, в дополнительном образовании или в ВУЗах.
В процессе работы участники знакомятся с технологией построения моделей, численными методами решения дифференциальных уравнений, приобретают широкий опыт работы с многообразием функциональных возможностей среды MS Excel.
Методическое планирование курса
Основываясь на том, что участники олимпиады имеют представление об ИКТ и, в том числе, электронных таблицах, в курсе не планируется специальных лекций по работе с MS Excel. Информативно к каждой лабораторной работе даются все необходимые пояснения, кроме того, представлен дополнительный справочный материал в пособии к курсу "Основные сведения по работе с электронными таблицами MS Excel" по практическому использованию технологии.
Практикум содержит 20 лабораторных работ по моделированию физических процессов в среде MS Excel. В конце каждой работы приводятся задания для самостоятельного выполнения.
Курс делится на две части: 1 год обучения (введение), для впервые участвующих, и 2 год обучения (продолжение курса).
Вводная часть курса направлена на углубленное освоение практики работы в среде MS Excel и первичный практикум созданию моделей физических процессов.
Вторая часть курса содержит методику использования ЭТ по обработке систем функций численными методами в процессе моделирования, рассматривая решения ДУ второго порядка в частных производных.
Ход проведения олимпиады
Неделя | Тематика занятий |
1 |
Пособие
к курсу Основные сведения по работе с электронными таблицами MS Excel |
Лекция
1 Последовательность построения модели физического процесса в среде MS Excel |
|
Лабораторная
работа № 1 Моделирование равномерного движения тела |
|
2 |
Лабораторная
работа № 2 Моделирование равноускоренного движения тела |
3 |
Лабораторная
работа № 3 Моделирование колебательного движения на примере математического маятника |
4 |
Лабораторная
работа № 4 Моделирование движения тела, брошенного под углом к горизонту, без учета трения |
5 |
Лабораторная
работа № 5 Обработка результатов прямых измерений и изучение статистических закономерностей, возникающих при измерениях |
6 |
Лабораторная
работа № 6 Моделирование линейной зависимости двух взаимосвязанных величин и оценка влияния величины случайной погрешности на результат измерений |
7 |
Лабораторная
работа № 7 Построение последовательности прямоугольных импульсов |
8 |
Лекция
2 Решение дифференциальных уравнений первого порядка численным методом |
Лабораторная
работа № 8 Прохождение прямоугольных импульсов через RC-цепь |
|
9 |
Лабораторная
работа № 9 Истечение жидкости из сосуда |
10 |
Лабораторная
работа № 10 Выравнивание температур при теплообмене |
11-12 | Олимпиада ОСО-2007 - решение задач в MS Excel |
Подведение итогов олимпиады |
Рассылка материалов курса осуществляется еженедельно.
Прием зачетных работ проводится до начала олимпиады по графику работы секции.
Форма контроля - выполнение зачетных заданий (лабораторные работы в MS Excel).
Олимпиадная деятельность - рейтинг участника.
Результат обучения формируется из количества баллов набранных за решение олимпиадных задач и баллов, полученных в ходе работы секции.