Мифы о послешкольном профессиональном образовании

В настоящее время в среде работодателей сформировалась традиция "не доверять" учебным заведениям профессионального образования. Неудовлетворенный качеством подготовки специалистов в высшем и среднем профессиональном образовании, современный российский работодатель создает фактически альтернативную систему образования в стране. В 2005 году уже две трети предприятий (65%) вообще отказались от сотрудничества с ВУЗами (в 2004 году - их было около 51%), а от сотрудничества с учреждениями среднего профессионального образования уклонились 71%.

Вместо привычных формам профессионального образования решающую роль начинает играть доучивание на рабочем месте. Появляется даже целый "сектор доучивания", при крупных предприятиях и фирмах появляются свои университеты, когда работодателю проще создать свой собственный ВУЗ (не говоря уже о специализированных курсах подготовки), чем переучивать человека на непосредственно на рабочем месте.

При этом в стране сохраняется перепроизводство носителей высшего образования по сравнению не только с текущими, но и с перспективными потребностями экономики страны. Самые лучшие кадры по-прежнему забираются так называемой "новой экономикой" и крупным бизнесом. А на вполне рядовые должности предприятия принимают работников с высшим образованием вместо того, чтобы находить выпускников специализированных профессиональных училищ и техникумов.

В чем причина этой ситуации?

Во-первых, для зарубежных образовательных систем, в отличие от наших, свойственны необязательные, но, тем не менее, массовые формы образования молодежи в возрасте с 15-16 до 19-20 лет. Это колледжи в США, лицеи во Франции, старшая средняя школа в Китае. Они по сути дела, представляют собой продолжение общего образования - с выбором направления, но не узкой специальности. У нас же программы ВУЗов и техникумов включают до 30% предметов общеобразовательного цикла, и продолжительность обучения дольше на 1-1,5 года, чем на Западе.

Во-вторых, это сильнейшая деформация системы начального профессионального образования, которая одновременно пытается и научить человека профессии, и предоставить ему возможность получения полного среднего образования. В результате качество подготовки выпускников большинства профессиональных училищ работодателей категорически не устраивает. 80% выпускников начального профессионального образования не используют в своей дальнейшей жизни те квалификации, которым их обучали. Прямые и косвенные затраты предприятий на дальнейшую подготовку специалиста на рабочем месте измеряются сотнями миллиардов рублей. Кроме того, обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования ассоциируется в массовом сознании не с произвольным их выбором выпускником школы, а с неудачным образовательно-профессиональным стартом. Если раньше их выпускник оказывался более мобильным на рынке труда, но сейчас, обязательным условием социализации является наличие вузовского диплома В обывательском сознании укоренился стереотип о том, что родитель должен "суметь поступить ребенка в ВУЗ". По данным одного из социологических исследований, каждый пятый старшеклассник под влиянием СМИ и родителей считает, что больше половины наших взрослых соотечественников имеют высшее образование. На самом деле только 17% россиян имеют высшее образование.



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005